С одной стороны, они попросили адаптировать контрактные отношения
с заказчиками под волатильность национальной валюты. С другой стороны,
они выступили за принятие политического решения по сокращению
бюрократических проволочек, которые сегодня существуют при строительстве
любых объектов, требующих постоянных согласований и пересогласований.
Это по мнению игроков строительной отрасли всегда тормозило реализацию
проектов, а в нынешних условиях экономического кризиса вообще может
стать гибельным для строительных компаний. Свои предложения и аргументы
они сформулировали накануне в Астане в рамках конференции «О текущей
ситуации и перспективах развития строительной отрасли РК.
Так, консолидированную позицию казахстанских застройщиков озвучил
президент объединения юридических лиц (ОЮЛ) Национальная ассоциация
строительной отрасли (НАСО) РК Адельша Ермуханов. По его словам,
активные участники строительного рынка страны выработали рекомендации
правительству. Их суть заключается в следующем.
Во-первых, рекомендовать и утвердить общий порядок фиксирования курса валют при заключении долгосрочных договоров.
«Потому
что мы перешли на плавающий курс, курс каждый день, даже два раза
в день меняется и если сегодня идет заключение договора, то какой курс
ставить — официальный курс, который Нацбанк фиксирует или все-таки биржевой курс, который буквально каждый день видишь в своем телефоне, как он плавает», — констатировал Адельша Ермуханов.
Во-вторых, президент НАСО заявил, что назрела необходимость совместными усилиями комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства
и управления земельными ресурсами Миннацэкономики РК, а также
государственной экспертизы, крупных заказчиков и подрядчиков провести
детальный анализ влияния девальвации на различные виды строительства.
Это и гражданское строительство, и промышленное строительство, где может
быть заложена очень большая импортная составляющая и объекты
транспортного строительства, а также объекты энергетики и нефтегазовой
сферы.
«То есть по каждому виду строительства нужно, чтобы
квалифицированные люди собрались. Пусть эта рабочая группа будет
сформирована приказом министра МНЭ или комитета по делам строительства.
Она должна выработать единый механизм компенсации дополнительных
издержек подрядчиков и внести на рассмотрение правительства, чтобы было
принято политическое решение. Потому что мы говорим, что заказчики
сегодня вроде бы понимают сложившуюся ситуацию, входят в положение,
особенно национальные компании, но они тоже ограничены в правах.
И каждое их стремление идти навстречу подрядчику в сторону пересмотра
стоимости работ по долгосрочному договору, чревато и для них», — заметил
Адельша Ермуханов.
Третья рекомендация касается принятия
специального постановления правительства, которое предоставляло бы
заказчикам право на корректировку ранее заключенных договоров
в соответствии с механизмом компенсации дополнительных издержек. Это как
раз то, что должна выработать первоначальная комиссия или рабочая
группа по каждому виду строительства, о необходимости созыва которой
высказался президент НАСО.
В частности, он отметил, что нужно дать право заказчикам при необходимости вносить изменения в проектно-сметные решения
без надобности повторного прохождения государственной экспертизы
и рассмотрения на республиканской бюджетной комиссии (РБК).
«Я хочу
сказать, что в принципе у нас есть правила, которые утверждены приказом
министра национальной экономики и там есть интересный пункт, в котором
в принципе прописана процедура, что если долгосрочный договор подписан
и произошло резкое изменение курса национальной валюты, то заказчик
должен обеспечить корректировку проекта и прохождение его повторной
экспертизы, внести вопрос на рассмотрение РБК. Там и будет принято
решение о дополнительном финансировании. Но мы сегодня с вами знаем,
что положительного решения РБК никогда не примет. Нет просто этих
источников. И потом, даже если заказчик и откорректирует проект,
повторно направит его на госэкспертизу, то госэкспертиза не будет
выдавать заключения пока ей не предоставят положительное заключение РБК.
А РБК без положительного заключения госэкспертизы вопрос вообще
не рассматривает. Это замкнутый круг, по которому крупные заказчики
ходят годами», — предвосхитил развитие событий Адельша Ермуханов.
По словам
главы НАСО это решение должно быть политическим, однако оно
не принимается. Хотя по большому счету за это время подрядчик может
обанкротиться, объект будет заморожен или просто растащат и все благие
пожелания все также останутся только благими пожеланиями.
Исходя из этого, как сообщил Ермуханов, после долгих и эмоциональных обсуждений было все-таки дано
право заказчику, подрядчику и проектировщику самостоятельно принимать
определенные решения. Но в пределах того лимита, который будет определен
по каждому виду строительства. То есть, будет определен коридор, выше
которого они не должны подниматься. Вот в пределах этого коридора
и должны приниматься решения.
«Но какие это будут решения? Может
быть нужно пойти на выделение очередей строительства, может быть нужно
пойти на выделение пусковых комплексов, может быть нужно дать право
заказчику пересмотреть какое-то техническое оснащение этих
объектов. Может быть дать право уменьшить уровень отделки или качества
отделки этого объекта. То есть, какие-то нестандартные, креативные решения должны быть приняты. И тогда начатые долгосрочные объекты будут хоть каким-то образом
завершены. А просто оттягивать и не принимать никаких решений, как
сегодня происходит, это ни к чему хорошему не приведет», — предостерег
президент НАСО.
Четвертая рекомендация: переход на новую систему контрактных отношений с учетом правил международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC).
Сейчас в Казахстане строительные работы ведутся по двум стандартам:
по закону о госзакупках, без учета волатильности на финансовом рынке
и по системе FIDIC, с учетом всех эксцессов. Так, по последней системе
работают преимущественно на объектах, финансирование которых
осуществляется международными финансовыми организациями.
«Почему мы в Казахстане должны работать по двум стандартам.
В частности, в автодорожной отрасли, когда два участка строятся, там,
где выделяются республиканские деньги РБК, работает система контрактов
по закону о государственных закупках, где не предусмотрена никакая
эскалация, где не учитывается никакая девальвация. А рядом — соседний
участок реализуется за счет привлеченных внешних займов и там работает
правило FIDIC. То есть, одни и те же подрядчики работают — у одних все
разрешено, у других ничего не разрешено. Вот этого не должно быть
ни в строительной отрасли, ни в автодорожной отрасли,
ни в железнодорожном строительстве: и в транспортном, в промышленном
и гражданском строительстве должны работать одинаковые системы
и принципы», — заключил Адельша Ермуханов.
Пятая рекомендация участников строительного рынка касалась внесения изменений и дополнения в нормативно-правовые акты
в части упрощения процедур, что позволит организовать оперативное
рассмотрение вопросов, не связанных с увеличением стоимости проектов
и выделением дополнительного финансирования.
При этом как
подчеркнул президент ОЮЛ «Национальная ассоциация строительной отрасли»
для разговоров в правительстве нужна твердая «доказательная база». Так,
если действительно влияние девальвации есть, особенно по импортной
составляющей, имеются дополнительные расходы подрядчиков, которые
не вяжутся со сметой, если они несут расходы, которые никак
не покрываются заказчиками, всю эту информацию необходимо предоставлять
в документальном виде со всеми счетами-фактурами и «платежками».
Уже зарегистрированы? Чтобы пообщаться с форумчанами, нажмите на одну из кнопок: